2025-03-24
Вал двигателя является важным компонентом двигателя, и шероховатость его поверхности напрямую влияет на производительность, срок службы и стабильность работы двигателя. Шероховатость поверхности относится к неравномерности небольших расстояний и крошечных выступов и впадин на обработанной поверхности, обычно выражаемой такими параметрами, как Ra (среднее арифметическое отклонение) или Rz (высота). Существует множество способов определения шероховатости поверхности вала двигателя, включая контактные и бесконтактные методы измерения. В этой статье мы подробно рассмотрим эти методы и их применение.
1. Контактный метод измерения
Контактный метод измерения заключается в измерении шероховатости поверхности путем непосредственного контакта с измеряемой поверхностью механического зонда. К наиболее часто используемым контактным измерительным приборам относятся измерители шероховатости поверхности и профилометры.
1.1 Тестер шероховатости поверхности
Измеритель шероховатости поверхности — это широко используемый контактный измерительный прибор, который подходит для определения шероховатости поверхности вала двигателя. Принцип его работы заключается в скольжении зонда по поверхности вала двигателя, регистрации движения зонда вверх и вниз, а затем расчете параметров шероховатости поверхности.
Шаги:
1. Подготовка: Убедитесь, что поверхность вала двигателя чистая и не имеет следов масла, пыли и других загрязнений. Выберите соответствующий датчик и параметры измерения (например, Ra, Rz и т. д.).
2. Установите прибор: закрепите измеритель шероховатости поверхности на устойчивой платформе и отрегулируйте положение зонда так, чтобы он был перпендикулярен поверхности вала двигателя.
3. Измерение: включите прибор, проведите зондом по поверхности вала двигателя и запишите данные измерения.
4. Анализ данных: прибор автоматически рассчитывает и отображает параметры шероховатости поверхности, такие как Ra, Rz и т. д.
преимущество:
- Высокая точность измерений, подходит для различных материалов.
- Простое управление и интуитивно понятные результаты.
недостаток:
- Зонд может оставить микроцарапины на поверхности.
- Не подходит для использования на мягких материалах или легко деформирующихся поверхностях.
1.2 Профилометр
Профилометр — это высокоточный контактный измерительный прибор, подходящий для определения профиля поверхности и шероховатости валов двигателей. Принцип его работы заключается в скольжении зонда по поверхности вала двигателя и регистрации данных трехмерного профиля поверхности.
Шаги:
1. Подготовка: Очистите поверхность вала двигателя и выберите соответствующий датчик и параметры измерения.
2. Установите прибор: закрепите профилометр на устойчивой платформе и отрегулируйте положение зонда так, чтобы он был перпендикулярен поверхности вала двигателя.
3. Измерение: запустите прибор, проведите зондом по поверхности вала двигателя и запишите данные трехмерного профиля.
4. Анализ данных: анализ данных с помощью программного обеспечения и расчет параметров шероховатости поверхности.
преимущество:
- Высокая точность измерений, возможность получения данных трехмерного профиля.
- Подходит для поверхностей сложной формы.
недостаток:
- Высокая стоимость оборудования и сложность эксплуатации.
- Зонд может оставить микроцарапины на поверхности.
2. Бесконтактный метод измерения
Бесконтактный метод измерения измеряет шероховатость поверхности без прямого контакта с измеряемой поверхностью с помощью оптической, лазерной или ультразвуковой технологии. К наиболее часто используемым бесконтактным измерительным приборам относятся оптические микроскопы, лазерные сканеры и ультразвуковые измерительные приборы.
2.1 Оптический микроскоп
Оптический микроскоп — это широко используемый бесконтактный измерительный прибор, подходящий для определения шероховатости поверхности вала двигателя. Принцип его работы заключается в увеличении изображения поверхности с помощью оптической линзы, а также в наблюдении и анализе морфологии поверхности.
Шаги:
1. Подготовка: Очистите поверхность вала двигателя, чтобы убедиться в отсутствии масла, пыли и других загрязнений.
2. Установите прибор: закрепите оптический микроскоп на устойчивой платформе и отрегулируйте положение объектива, выровняв его с поверхностью вала двигателя.
3. Наблюдение: Наблюдайте морфологию поверхности через микроскоп и запишите изображение.
4. Анализ данных: Рассчитайте параметры шероховатости поверхности с помощью программного обеспечения для анализа изображений.
преимущество:
- Нет контакта с поверхностью, нет повреждений.
- Позволяет наблюдать микроскопическую морфологию и подходит для поверхностей небольшого размера.
недостаток:
- Точность измерения ограничена оптическим разрешением.
- Не подходит для больших поверхностей.
2.2 Лазерный сканер
Лазерный сканер — высокоточный бесконтактный измерительный прибор, подходящий для определения шероховатости поверхности валов двигателей. Принцип его работы заключается в сканировании поверхности лазер